© Art-store История русской матрешки Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет
почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России,
символом русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи
матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец. Известны вятские, тверские,
марийские, мордовские расписные матрешки. Искусство росписи матрешки шагнуло за пределы России, центры по ее росписи появились на Украине и в
Белоруссии. Стремительное развитие получило искусство авторской матрешки. Русская деревянная росписная матрешка появилась в России в 90-х годах XIX
века в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъема национального самосознания, когда в обществе все
настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к матрешке в частности. В связи с этим возникло целое художественное
направление, известное под названием «русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской матрешки стал так называемый мамонтовский
кружок. Савва Иванович Мамонтов (1841 — 1918), крупный русский промышленник, меценат, прекрасный знаток искусства, собрал вокруг себя
группу виднейших русских художников, среди которых были И.Е.Репин, М.М.Антокольский, В.М.Васнецов, М.А.Врубель и другие. В подмосковной
усадьбе «Абрамцево», принадлежавшей С.И.Мамонтову, были созданы художественные мастерские, где наряду с художниками-профессионалами
работали народные мастера-умельцы. В числе предметов народного искусства, которые они коллекционировали, были и крестьянские матрешки.
Восстановлению и развитию традиций народной, крестьянской матрешки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская
«Детское воспитание», в которой первоначально создавались матрешки, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов
России и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания
русской деревянной матрешки, эскизы к которой были предложены профессиональным художником, членом мамонтовского кружка С.В.Малютиным
(1859 — 1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Его матрешка представляла собой круглолицую
крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках черного петуха.
Русскую деревянную куклу назвали матрешкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из
наиболее распространенных женских имен, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с
матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать
токарную разъемную красочно расписанную деревянную матрешку. Но и по сей день матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку матрешка с
многочисленным матрешкиным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В.Малютина лучшим матрешечником из Сергиева Посада В.Звездочкиным, была восьмиместная. За
девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала
спеленутого младенца. Идея создания разъемной деревянной матрешки была подсказана С.В.Малютину
японской игрушкой, привезенной с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой
находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную матрешку на острове Хонсю русский монах.
Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца),
освоили с легкостью. Принцип изготовления матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев.
Как правило, материалом для матрешки служат такие породы деревьев, как липа и береза. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают
обычно ранней весной, очищают от коры, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры для того, чтобы при сушке древесина не трескалась.
Подготовленные таким образом бревна укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для прохождения воздуха. Обычно заготовленную древесину
выдерживают на открытом воздухе несколько лет, чтобы довести ее до определенной кондиции, не допуская пересушки или недосушки. Определить
степень готовности материала может только опытный мастер. Готовые к обработке бревна распиливают на заготовки для будущей матрешки. До 15
операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрешкой. Для того, чтобы выточить на токарном станке матрешку, токарю необходимо
незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов — ножом и стамесками различной длины и
конфигурации. Как правило, первой вытачивается самая маленькая неоткрывающаяся матрешка. При изготовлении следующей, уже открывающейся
матрешки вначале вытачивается ее нижняя часть — донышко. Затем матрешка оттачивается до нужного размера и на конце срезается. После этого делается
кольцо, на которое будет надеваться верхняя часть матрешки, и выбирается ее нижняя половина. После чего вытачивается голова матрешки и удаляется
изнутри столько древесины, чтобы голова матрешки могла быть одета на верхнее кольцо. Естественно, что все эти процессы выполняются на глаз, по
наитию и требуют большого умения. Верхняя часть матрешки, одетая на нижнюю, усыхает, плотно охватывает кольцо и прекрасно держится на ней. По
окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была
идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи.
Первая русская матрешка была выжжена по контуру, раскрашена гуашью и покрыта лаком самим С.В.Малютиным. До конца 90-х годов прошлого века
матрешки изготовлялись в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия производство и роспись матрешек освоили
учебно-показательные мастерские в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению матрешек. Именно здесь вскоре началось массовое
производство этой матрешки и был выработан тип матрешки, которую называют сергиево-посадской, или загорской. (В 1930 году город получил название
Загорск. В настоящее время ему возвращено историческое название). В настоящее время русская матрешка переживает своеобразный ренессанс,
связанный, по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической, социальной и культурной жизни.
Оживление экономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различных небольших частных мастерских по изготовлению и
росписи русских деревянных матрешек. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и ее окрестностях, где существует обширный рынок сбыта
матрешек. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка,
выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем. Современные художники матрешки прежде всего обратились к традициям
первых русских расписных матрешек, над созданием которых трудились профессиональные художники и опытные мастера матрешки. Появились
различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрешки С.В.Малютина.
Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрешки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в
настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрешек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами,
лукошками, различными ковшами и кувшинами. Художественное решение у современных художников более декоративное, чем иллюстративное, по
сравнению с ранними образцами сергиево-посадских матрешек. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.
Возродился и классический образец матрешки с многочисленной семьей. При этом главной матрешкой часто является образ мужчины, главы семейства,
представленного со своим потомством. Утратив серьезность и репрезентативность ранних сергиево-посадских "семейных" матрешек,
современный тип матрешки-семьи, поданый художником с известной долей юмора, приобрел вместе с тем теплую и уютную атмосферу большой дружной семьи.
Иногда в росписи той или иной матрешки художник передает нам целую гамму различных настроений, взглядов, переживаний людей, которые окружают его в
жизни. В этом отношении интересна матрешка, изображающая жениха и невесту. Если в классическом образце подобной матрешки, выполненной в Сергиевском
Посаде в начале XX века, образы жениха и невесты равнозначны, т.е. имеют почти одинаковый масштаб, умеренно декоративную трактовку обоих
персонажей, то современный художник, уменьшая размеры матрешки-жениха относительно его пышной невесты, дает нам слегка юмористический взгляд на
жизнь, роль мужчины в современном обществе. Лукавство, юмор, а иногда и откровенно сатирический характер, присущие ранним сергиево-посадским
образцам, получили в авторской матрешке убедительное продолжение. По-прежнему наиболее популярными остаются колоритные персонажи — цыганки,
представители различных национальностей, служители культа. Большой любовью у ценителей русского народного искусства пользуется исторический тип
матрешки: бояре и боярышни, представители дворянства и купечества дореволюционной России. Пышные, богатые в декоративном отношении одежды
исторических персонажей дают возможность художникам разнообразить и декоративные решения росписи матрешек.
Это могут быть матрешки в древнерусском сарафане, тщательно выписанном художником со строгим соблюдением этнографических подробностей народной
одежды. В иных случаях роспись матрешки-боярышни напоминает нам о русской зиме, пушистом снеге, деревьях, покрытых инеем, дает ощущение России как
северной страны. В подобных решениях колорит более сдержан, иногда художник использует традиционный прием выжигания по матрешке,
дополняя декоративный выжженный рисунок золотой или серебряной краской. Для придания дополнительного эффекта иногда используются в декорировании
современной матрешки вставки из кусочков перламутра. Появились традиционные для росписи матрешек начала XX века богатыри в кольчугах и шлемах.
В образах матрешек перед нами как бы предстает Русь в своем языческом и христианском обличий, являющимся основой ее культурного прошлого и настоящего.
Новым для искусства русской матрешки стало обращение к традициям иконописи. Как правило, в решении образов богоматери, Иисуса Христа, апостолов и святых художники используют иконописную технику. Рассматривая
матрешку как некую изобразительную поверхность, они стремятся написать на ней икону, а не облечь матрешку в одежды того или иного изображаемого святого.
Характерная черта искусства современной авторской матрешки — ее живописность. Часто конструктивное начало матрешки игнорируется в пользу общего живописного решения.
Использовать матрешку как поверхность, на которой художник размещал бы то или иное изображение, будь то сказка или пейзаж, пытались еще на рубеже
веков во времена становления искусства русской матрешки. Эти в прошлом робкие попытки в современном мире дали мощный толчок новому типу матрешки,
деревянная форма которой используется для воспроизведения того или иного сюжета. Таким образом происходит слияние как бы двух традиций в росписи
матрешки: актуальность сергиево-посадской росписи соединяется с декоративным решением нижегородской. Фартук является традиционным местом
для изображения основного смыслового элемента росписи нижегородской матрешки. Именно эту деталь заимствуют у нее современные
мастера-матрешечники. По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек.
Первыми среди них могут быть названы матрешки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры.
Такая кукла-матрешка представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места.
Популярным является изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов.
Существуют матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов:
А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова. Наряду с пейзажами мастера не пренебрегают и сюжетными изображениями. Для росписи
матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Уже в пейзажных композициях чувствуется стремление
передать особенности эмоционального склада российского народа. Особенно ярко это проявляется в росписях матрешек с сюжетными композициями
современных художников, например Константина Васильева, с его загадочными образами, символизирующими великую Русь. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых
изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике
лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи
современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Отдельные мастера из Семенова
используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово»,
матрешки «под Палех». Можно сказать, что искусство современной матрешки как бы концентрирует в себе все богатство художественных традиций русской
народной росписи. Любимым персонажем авторской матрешки остается русская женщина. На первый взгляд может показаться, что к этому традиционному
образу трудно что-либо добавить. Но современный художник извлекает из него неожиданную свежесть, отдаваясь игре воображения.
Особенно интересны в этом отношении матрешки, созданные на основе произведений известных русских живописцев. Как правило, роспись
подобных матрешек отличается изящным подбором цветов, но подчас изысканная гамма оставляет впечатление сочной, взятой в полную силу краски
декоративной нарядности. Иногда художники матрешек находят совершенно неожиданные решения, основываясь на росписи известных традиционных центров. Например,
появившиеся более десятилетия назад образы короля и королевы в искусстве нижегородского села Крутец послужили основой для росписи современной матрешки по мотивам игральных карт.
Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет собой целую галерею
русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрешек, изображающих современных политиков, носит
несколько шаржированный характер. К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов.
Русская расписная матрешка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает столь пристальное
внимание любителей и коллекционеров изобразительного икусства, как в нашей стране, так и за рубежом. Роспись матрешки как бы
вбирает в себя все яркое, свежее, актуальное, связанное с обновлением и возрождением общества, происходящими в России в конце XX столетия.
По материалам книги "РУССКАЯ МАТРЕШКА" Л. Н. Соловьева - Москва - ИНТЕРБУК 1993
|